Понедельник, 29.04.2024, 05:34

Персональный сайт-портфолио Бекенёвой Любови Александровны,

учителя информатики и математики МОБУ СОШ № 6 г.Тынды Амурской области


Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS 

Главная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Наш опрос
Каким должен быть современный педагог?
Всего ответов: 1010
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Педагогическое исследование

"Инновационные модели деятельности учителя информатики в условиях введения ФГОС нового поколения"

 

 

Педагогическое исследование

"Влияние информационных технологий на здоровье участников образовательного процесса"

 
 
Цель темы исследования:
изучение и систематизация отрицательных факторов применения информационных технологий в образовательном процессе, влияющих на здоровье его участников.
Задачи темы исследования:
1. Выявить и систематизировать отрицательные факторы применения информационных технологий в образовательном процессе.
2. Определить схему диагностики отрицательного влияния компьютерных технологий на здоровье участников образовательного процесса.
3. Разработать комплекс упражнений, направленных на предотвращение и снижение отрицательного влияния информационных технологий на здоровье участников образовательного процесса.
4. Подготовить рекомендации по технологии здоровьесбережения на уроках с применением компьютерных технологий.
Актуальность темы исследования:
интенсивное внедрение информационных технологий в образовательный процесс без учета возрастных и индивидуально-психологических особенностей отрицательно влияет на здоровье участников образовательного процесса.
Обоснование темы исследования:
Информатизация образования – комплекс мер по преобразованию педагогических процессов на основе внедрения в образовательный процесс информационной продукции, средств, технологий. Их использование в учебном процессе связано со значительной умственной, эмоциональной, зрительной и статической нагрузками, которые постоянно испытывают участники образовательного процесса, работая с компьютерами. Кроме того, в кабинетах, где функционируют компьютеры, формируются специфические условия окружающей среды: изменяется температурно-влажностная характеристика воздуха, уровни шума, электрического и радиационного поля. Умственная и эмоциональная нагрузки на занятиях с применением компьютеров связаны с принятием и выполнением ряда решений, задач в новых условиях обучения: "учитель-учебник-компьютер-ученик", когда требуется быстрое переключение внимания с объекта на объект при определенном ограничении во времени, что может привести к ухудшению внимания, снижению работоспособности, головным болям, общему утомлению. В условиях восприятия учебной информации с экрана монитора значительно возрастает зрительная нагрузка. Восприятие знаков со светящегося экрана, чередующееся с переводами взора на клавиатуру и текст, вызывает напряжение разрешающей способности глаза. В неблагоприятных условиях работы это может приводить к повышенному утомлению зрения, появлению различного рода жалоб. Постоянная статическая нагрузка при работе с дисплеем, обусловленная относительно неподвижной рабочей позой, может привести к усталости и болям в мышцах рук, шеи, плеч и спины, к нарушениям опорно-двигательного аппарата. Утомление, а также неблагоприятные изменения в состоянии здоровья развиваются особенно быстро в результате нерационального режима труда и отдыха и плохих, не отвечающих гигиеническим требованиям, условий окружающей среды. Все это может способствовать ухудшению состояния здоровья участников образовательного процесса.
Объект исследования:
педагоги школы и учащиеся 7а, 7б классов.
Предмет исследования:
специфика влияния внедрения информационных технологий в образовательный процесс.
Гипотеза исследования: если снизить уровень отрицательного влияния информационных технологий на здоровье участников образовательного процесса, то повысится их работоспособность и познавательная активность.
Этапы работы:
1. Этап накопления материала.
2. Информационный (диагностика и анализ влияния информационных технологий на здоровье участников образовательного процесса).
3. Практический (освоение технологий здоровьесбережения на уроках с применением компьютера).
4. Разработка методических рекомендаций для педагогов по снижению риска отрицательного влияния информационных технологий на здоровье участников образовательного процесса.
Методы исследования:
· Теоретический.
· Беседа.
· Наблюдение.
· Анкетирование.
· Тестирование.
Обоснование схемы диагностики:
Информатизация образования – часть информатизации общества, процесса, который принял характер информационного взрыва или революции с середины XX века, что дает основание характеризовать современное общество как информационное. Это значит, что во всех сферах человеческой деятельности возрастает роль информационных процессов, повышается потребность в информации и в средствах для ее производства, обработки, хранения и использования. Рост потребности в информации и увеличение потоков информации в человеческой деятельности обуславливает появление новых информационных технологий (НИТ) – применение электронных средств для работы с информацией, без которых невозможна работа ни одной современной организации, предприятия, учебного, медицинского учреждения. С их помощью выполняются расчеты, создаются базы данных, получается необходимая информация. Разработка обучающих и игровых программ привела к широкому использованию компьютеров для обучения и на досуге. У многих людей дома есть компьютеры, и, проводя вычисления, набирая тексты, обучаясь или просто играя в занимательную игру, человек настолько увлекается, что может проводить за экраном монитора не только рабочее или учебное время, но и большую часть своего свободного времени. Однако, как и большинство достижений технического прогресса, компьютер наряду с колоссальным расширением человеческих возможностей имеет и оборотную сторону медали: при его неправильном использовании может оказывать отрицательное влияние на состояние здоровья человека. Поэтому наиболее важной проблемой информатизации образования является влияние информационных технологий на здоровье участников образовательного процесса. Использование информационных технологий без учета возрастных, индивидуально-психологических особенностей личности приводит к костно-мышечным болезням, быстрой утомляемости глаз, головным болям, стенокардии, стрессовым состояниям и другим недомоганиям, например таким, как "пелена перед глазами”, головокружение, тошнота, легкая возбудимость и депрессия, невозможность долго концентрировать внимание, снижение работоспособности и нарушение сна.
Существуют три основных вредных фактора, отрицательно влияющих на здоровье участников образовательного процесса:
1. Нагрузка на зрение.
2. Костно-мышечные нарушения.
3. Излучение.
Диагностика отрицательного влияния компьютерных технологий на здоровье участников образовательного процесса
Мною была проведена диагностика участников образовательного процесса: педагогов школы и учащихся 7а, 7б классов. Для этого была использована «Методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения», а также составлена анкета «Самочувствие». В исследовании приняло участие: 20 педагогов школы (диагностическая группа – 10 человек, контрольная группа – 10 человек), 24 ученика (диагностическая группа – 12 человек, контрольная группа – 12 человек).
В результате проведенного исследования, было установлено, что при учете возрастных, индивидуально-психологических особенностей снижается уровень отрицательного влияния информационных технологий на здоровье учащихся, а вследствие этого повышается их работоспособность и познавательная активность.
Заключение
Таким образом, компьютер очень полезная, а иногда и необходимая вещь. Однако неправильное его использование может нанести вред здоровью. Невнимательность и легкомысленное отношение к компьютерной технике может повлечь патологические отклонения в здоровье человека. Однако не стоит превращать эту полезную машину во врага, отстраняясь от нее, а придерживаться старой мудрости: "Все хорошо в меру”.
Мною были разработаны методические рекомендации для педагогов по снижению риска отрицательного влияния информационных технологий на здоровье участников образовательного процесса.
 
 
Методические рекомендации для педагогов по снижению риска отрицательного влияния информационных технологий на здоровье участников образовательного процесса (смотреть).
 
 Для предупреждения зрительного утомления и близорукости при работе за компьютером рекомендуется выполнять упражнения,  разработанные профессором офтальмологии Аветисовым Эдуардом Сергеевичем.

Все упражнения выполняются сидя.

Упражнение 1.  Откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох, наклонившись вперед сделать выдох. Повторить 5-6 раз.

Упражнение 2.  Откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза и затем открыть веки. Повторить 5-6 раз.

Упражнение 3.  Руки - на пояс, повернув голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.

Упражнение 4.  Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем - против часовой стрелки. Повторить 5-6 раз.

Упражнение 5.  Руки - вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить (выдох). Повторить 4-5 раз.

Упражнение 6.  Смотреть прямо перед собой на дальний предмет 2-3 секунды, перевести взгляд на кончик носа на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 7.  Закрыть веки, в течение 30 секунд массировать их кончиками указательных пальцев.

 

Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Время жизни сайта